Бесплатная консультация автоюриста онлайн

Завершение обгона через сплошную: разрешено ли в 2020 году?

Завершение обгона через сплошную

Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?

Выезд на встречку всегда связан с повышенной опасностью и необходимостью водителя выполнять все предписания правил дорожного движения. За нарушение правил, например, за завершение обгона через сплошную, предусмотрены серьезные административные наказания, вплоть до лишения водительских прав.

Завершение обгона через сплошнуюКаждый водитель осознает всю опасность движения по встречной полосе. На некоторых участках дороги такие действия полностью запрещены специальными знаками или разметкой. В основном это связано с повышенной опасностью дороги. Выезд за пределы своей полосы на таком моменте будет признавать нарушением практически во всех случаях.

Однако иногда движение начинается в разрешенной зоне, но возможности закончить его по правилам нет, и водитель вынужден пересекать сплошную линию с совершением нарушения. Несмотря на окончание маневра с нарушениями, однозначно говорить о вине водителя не получится, поскольку на практике возможно наличие и возникновение различных обстоятельств. Только рассмотрев и проанализировав все, можно говорить о возможности привлечение водителя к ответственности.

Теоретические аспекты

Правила по совершению обгона, а также иные связанные с этим нюансы подробно закреплены в ПДД. Нормативно закреплен не только порядок совершения обгона, но и ситуации, когда это допускается, либо наоборот запрещается делать. Каждый автомобилист обязан строго соблюдать установленные законом требования, поскольку их игнорирование может повлечь непредвиденные ситуации. Неправильный обгон может обернуться лобовым столкновением. Такая авария крайне опасна даже на допустимой скорости 60 км/ч, зачастую водители и их пассажиры получают тяжелые травмы, либо наступает летальный исход.  Всегда стоит помнить об ответственности перед другими лицами, являющимися участниками движения.

Правила дорожного движения закрепляют определение обгона – под ним следует понимать выезд на чужую полосу с дальнейшим движением по ней и перестроением в исходное место в конце. Чаще всего обгон совершается с целью ускорить движение, поскольку впереди имеется какое-либо препятствие или тихоходный автомобиль.

В правилах закреплены следующие требования, предъявляемые к совершению обгона:
  • отсутствие безусловного запрета на выезд за пределы своей полосы. Таким может быть, как линия разметки, так и специальный знак. Возможна совокупная установка;
  • выезжать можно только при отсутствии встречных препятствий. В данном случае это автомобиль встречного потока. Водитель обязан самостоятельно оценить расстояние, скорости движения, после чего принять решение о возможности безопасного проведения маневра. Ни в коем случае нельзя рисковать при наличии неуверенности в своих действиях;
  • при совершении обгона не допускается выезжать дальше самой крайней полосы встречного потока. Несоблюдение этого требования является безусловным нарушением;
  • не разрешено мешать другим участникам движения при совершении обгона, равно как запрещен обгон, когда другой водитель уже начал его. Основным сигналом будет служить включенный левый поворотник. Некоторые водители включают правый сигнал поворота, с целью показать, что дорога спереди свободна и они пропускают автомобили позади себя.

Даже при формальном соответствии ситуации всем требованиям, обаятельным является соблюдение безопасности и отсутствие угрозы. При наличии последней водитель обязан незамедлительно прекратить начатый обгон.

Когда нарушения не будет?

В зависимости от объективных факторов происходящего выезд через сплошную не будет считаться нарушением в следующих случаях:
  • отсутствие непосредственного запрета, либо невозможность его опознания. Самым распространенным примером является зимнее время года, когда дорожную разметку практически не видно. В случае, если отсутствует знак, запрещающий обгон, выезжать на чужую полосу можно, хотя и опасно. В ином случае это будет все также признавать нарушением;
  • присутствие непреодолимого препятствия на дороге. Правила дорожного движения предусматривают такое понятие, как помеха. Под ней принято понимать наличие на дороге объекта или иного явления, проезд через который невозможен. Поскольку продолжать движение водители не могут, приходится выезжать на чужую полосу.

ВАЖНО !!! По закону это разрешено, но при соблюдении некоторых требований. Во-первых, объект должен быть действительно непреодолимым (например, сломанный автомобиль, огромная яма и другие). Во-вторых, должен присутствовать разрешающий объезд знак. Его устанавливают дорожные службы и знак определяет в каком направлении необходимо совершать объезд;

  • остановка на обочине, связанная с пересечением сплошной линии, а также выезд с прилегающей территории, отделенной такой разметкой. Каждая проезжая часть с двух сторон огораживается разметкой. Она может быть, как прерывистой, так и сплошной. Сплошная запрещается въезд, но не выезд с территории;
  • поворот налево при движении из придомовой территории, когда это запрещено. Формально данное деяние считается правонарушением и влечет за собой ответственность. Однако оно не может быть признано ездой по встречной полосе. Поэтому наказание за неправильный обгон не применяется.

Некоторые водители считают, что можно совершать обгон, если перед ними движется медленное транспортное средство. Например, ремонтный автомобиль, конная повозка или просто неисправная машина. В правилах написано, что такие водители должны предоставлять преимущество для их объезда и прижиматься к правой части дороги при необходимости. Однако это не означает, что можно совершать обгон при любых условиях. Если нанесена запрещающая разметка, либо установлен знак, действия водителя будут квалифицированы как нарушение правил обгона.

Отдельно стоит выделить такое явление как крайняя необходимость. Административное законодательство устанавливает, что ответственность не может наступить, если лицо совершило правонарушение, но при этом находилось в состоянии крайней необходимости. Если рассматривать данное понятие со стороны обгона, то наиболее часто оно выражается в нарушении правил обгона с целью предотвратить аварию. Когда водитель выезжает на чужую полосу и совершает правонарушение, но благодаря этому избегает столкновения. Далеко не каждое действие попадает под крайнюю необходимость.

Она обязательно должна отвечать следующим критериям:
  • у лица не было другой возможности предотвратить наступления неблагоприятных последствий;
  • предотвращенные последствия более серьёзные, чем нарушенные правила.

Постановление верховного суда 2020 указывает, что применять правило крайней необходимости можно только при наличии весомых оснований и достаточного количества доказательств. На практике допускается нарушение только с целью спасения своей жизни или жизни других людей.

Окончание маневра

Начать манёвр можно только случае запрета не него и безопасности движения. Пересекать допустимо исключительно прерывистую линию разметки 2020, в то время как даже наезд на сплошную считается нарушением. Перед началом выполнения движения водителю следует оценить обстановку на дороге, убедиться в возможности завершения маневра в разрешенной зоне.

Для этого стоит обращать внимание на знак и разметку. Перед завершением прерывистой линии обычно наносится измененная разметка, указывающая на скорое появление сплошной линии. Такая разметка наносится за 50 метров до места запрета в населенных пунктах и за 100 за их пределами. Ее присутствие не означает запрет, это служит предупреждением для водителя, который исходят из полученной информации должен принять соответствующее решение.

ВАЖНО !!! Даже если движение было начато в разрешенной зоне, а возврат на свою полосу произошло через сплошную, то содеянное может квалифицироваться как нарушение правил при обгоне. Такое правонарушение считается одним из самых серьезных и за него предусмотрена ответственность в виде лишения водительских прав.

Доказать свою правоту будет проблематично, но можно рассчитывать на следующие обстоятельства:
  • нанесение разметки произведено не по требованиям, установленным ГОСТом. Обычный водитель не сможет определить соответствие, но при наличии подозрений стоит обращаться к специалисту, который проведет независимую экспертизу;
  • отсутствие доказательств у инспектора. Поскольку все аналогичные дела рассматриваются в судебном порядке, обязательно наличие доказательств у каждой из сторон. Если инспектор не сможет подтвердить факт совершенного нарушения, водителя лишить прав не получится;
  • возникновение непредвиденной ситуации – крайняя необходимость.

Зафиксировать такое нарушение может как сотрудник ГИБДД, так и система видеозаписи. Стоит знать, что за любое правонарушение, зафиксированное на камеру невозможно применения наказания в виде ограничения права на управление ТС. Вместо этого назначается максимально допустимый штраф – 5 тысяч рублей.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и области +7 (499) 938-51-12, в Санкт-Петербурге и области +7 (812) 425-63-72, по России 8 (800) 511-38-05

Ответственность за нарушение правила

В зависимости от объективных признаков содеянное может быть квалифицировано по-разному и для нарушителя предусмотрена разная ответственность.

К наиболее основным нарушениям следует отнести:
  • поворот налево из придомовой территории. Поскольку здесь нет движения по встречной полосе, содеянное не может быть квалифицировано как нарушение правил обгона. Согласно КоАП – это создание помех для других участников дорожного движения, которое наказывается исключительно штрафом до полутора тысяч рублей;
  • нарушение правил обгона. Статья предусматривает ответственность не за одно конкретной действие, а за целый перечень, который признается нарушениями.

Одинаковому наказанию подлежит как о пересечении сплошной при начале, так и при окончании обгона. Аналогично наказывает заезд дальше крайней линии встречного потока. За совершение первого правонарушения возможен штраф 5 тысяч рублей или лишение ВУ до 6 месяцев. За повторное (в течение года) предусмотрено ужесточение санкции и возможность лишения прав на 1 год.

В зависимости от конкретных обстоятельств произошедшего возможна квалификации по нормам, однако чаще всего это статья 12.15 административного кодекса. Суд обязан рассматривать каждое дело индивидуально и назначать наказание в зависимости от общественной опасности совершенного. Несмотря на наличие в санкции возможности лишения прав, это решение не является обязательным во всех случаях. За первое правонарушение и признание своей вины вполне реально обойтись крупным штрафом.

Как происходит назначение наказания для водителей

На сегодняшний день практически все аналогичные правонарушения выявляются инспекторами ГИБДД. Камер, способных обнаружить это крайне мало. Зафиксировавший нарушение инспектор ГИБДД обязан остановить водителя и сообщить ему об этом факте. В этом случае не допускается назначать наказание прямо на месте, поскольку это не входит в компетенцию инспектора. Исключением будет задержание автомобиля при выявлении состоянии опьянения водителя.

ВАЖНО !!! Сотрудник ГИБДД имеет право только составить протокол, который в дальнейшим будет передан в суд. Поэтому важно следить за соблюдение всей процедуры. В протокол включается вся информация о произошедшем, записываются показания очевидцев, свидетелей, а также самого водителя. Этот документ будет служить основным доказательством. Бывает, что инспекторы пользуются неграмотностью водителя и вносят в него недостоверные сведения, где окончание негативно скажется на судебном решении.

Водитель имеет право вносить в документ любую информацию по теме. Это могут быть замечания, дополнения, указания на неточности. По итогу можно согласиться с нарушением и подписать документ, либо не соглашаться. За второй вариант не предусмотрена какая-либо ответственность, поэтому можно спокойно не соглашаться с решением инспектора.

Несоблюдение требований составление документа является серьезным нарушением. Суд может признать такой протокол недействительным и исключить его из доказательной базы. При отсутствии других доказательств привлечь водителя к ответственности может быть проблематично, даже если действительно совершалось правонарушение.

ВНИМАНИЕ !!! Таким образом, несоблюдение правил совершения обгона считается серьезным нарушением, за которое предусматривается административная ответственность. Оснований, по которым можно избежать ответственности не так много, и все их требуется доказать в судебном порядке. Водитель, начинающий или оканчивающий обгон через сплошную линию разметки может быть лишен водительского удостоверения до 1 года.

Также всегда стоит помнить о повышенной опасности, поскольку неправильный обгон способен повлечь аварию с тяжкими последствиями или летальным исходом. В таком случае виновное лицо может быть привлечено в уголовной ответственности, которая предусматривает реальное лишение свободы на срок до 9 лет.



Надежда Тихонова
Бесплатная горячая линия

Поможем решить ваш вопрос

Москва
Санкт-Петербург
Россия
Консультации экспертов
Андрей Нефедов
Андрей Нефедов
Юрист по штрафам
стаж 9 лет
Рейтинг
Ольга Зорина
Ольга Зорина
Юрист по ДТП
стаж 8 лет
Рейтинг
Дмитрий Панфилов
Дмитрий Панфилов
Юрист по страховке
стаж 13 лет
Рейтинг
Алиса Евсеева
Алиса Евсеева
Юрист по автокредитам
стаж 12 лет
Рейтинг

Новые статьи

Помощь автоюриста онлайн

Юристы Онлайн

Оказываем бесплатные юридические консультации по: страховым выплатам
осаго, каско, водительским правам, по дтп,
по лишению прав, налогам на автомобиль, автокредитам и пр.

Статьи и публикации на сайте освещены квалифицированными юристами.

Поиск